В конце июля группа прихожан храма Живоначальной Троицы в Троицке, вооружившись рюкзаками, палатками и спальниками, отправилась в поход в одно из самых красивых мест России – Фишт-Оштеновский горный массив в республике Адыгея.
Дорога до места предстояла долгая – почти 40 часов нам надо было провести в поезде.
За это время дети совершили много открытий – то, например, что в одном отсеке плацкартного вагона, рассчитанном на четырех человек, вполне комфортно могут уместиться 13 походников. Изолента превратилась в приспособление, с помощью которого зарядка телефона становилась в два раза удобнее.
Игры в мафию длились до глубокой ночи, а подъемы от этого не становились более поздними.
Белореченск, первый населенный пункт, через который пролегал наш маршрут, встретил нас жарой и палящим солнцем. Этот небольшой город расположен на реке Белая, в предгорьях Главного Кавказского хребта. Недалеко от него находится Свято-Михайловский Афонский мужской монастырь, куда мы и направились.
Обитель была основана в конце 70-х годов XIX века силами казаков местных станиц и иеромонаха Мартирия. Для строительства сюда приезжали иноки со святой горы Афон, благодаря этому монастырь был построен в кратчайшие сроки. Сейчас он является большим паломническим и туристическим центром Адыгеи.
В монастыре мы разместились с удобством – на большой поляне по дороге к святым источникам. Каждый нашел себе занятие по душе на остаток дня – одни пошли на вечернюю службу, другие остались смотреть на звезды, кто-то играл на гитаре, кто-то помогал в приготовлении ужина. Попутно обсуждали и корректировали наши дальнейшие планы, а когда настало время отбоя, у костра раздали записочки с именами участников – для игры в «тайного друга» и «киллера».
Два дня на территории монастыря пролетели незаметно за играми на знакомство, песнями под гитару, ловлей летучих мышей и изучением прилегающих территорий. На второй день мы посетили пещерный монастырь, где когда-то подвизались монахи-схимники (Великая Схима – высшая ступень монашества). После этого поехали в поселок Гузерипль, где начался наш горный поход.
Первый переход был небольшим и недолгим, но оставил много впечатлений. Мы шли поздним вечером с рюкзаками через лес, перепрыгивая горные ручьи и пробираясь через метровой высоты борщевик. Когда пришли, силы остались только на то, чтобы разбить лагерь и поужинать, после чего мы, разойдясь по палаткам, почти мгновенно заснули.
Действительно сложный переход на плато Лаго-Наки предстоял на следующий день. Расстояние до плато составляло всего 3 километра, но, как выяснилось, в горах расстояние – не показатель. Не успели мы пройти и ста метров, как начался сильнейший ливень, который размыл дорожки. Пришлось в срочном порядке упаковывать рюкзаки в чехлы и самим надевать дождевики.
Идти по грязи было сложно, еще бо́льшую сложность представляло то, что нам приходилось продираться уже через целые заросли крапивы и борщевика, которые были выше человеческого роста. Кроме того, на нашем пути встречались большие камни, резкие подъемы вверх и горные ручьи. Уже к середине дороги все стучали зубами – одежда и обувь были насквозь мокрыми, а плато все никак не было видно. Тут начались падения участников, не обожглось и без ожогов борщевиком (но, к счастью, не сильных). И в момент, когда один из сопровождающих нашу группу спасателей показал куда-то вдаль, указывая на крохотную площадку между двумя горными вершинами, мы испытали облегчение. Ледяной дождь не стихал, и, как только мы добрались до места, сразу кинулись разбирать палатки, переодеваться, расстилать спальники и греться. Грелись в течение нескольких часов, практически до самого ужина.
Вообще каждый день похода запомнился преодолением себя и ощущением, что ты идешь на пределе возможностей. Но проходил час-другой после трудного перехода, и, казалось, сможешь пройти такое же расстояние еще раз. Между делами – всегда гитара, неизменная мафия, снежки, душевные разговоры и тайные сюрпризы для новых друзей.