18 июля, в день памяти преподобномученицы Великой княгини Елисаветы в храме Больницы РАН был престольный праздник. Божественную Литургию совершил священник Вадим Купцов. В храме молились сотрудники и пациенты больницы, сестры милосердия и прихожане храма. А те болящие, которые не могли прийти в храм, причастились и получили подарки прямо в палатах. После праздничного богослужения всем присутствующим был предложен чай.
Публикуем выдержки из проповеди отца Вадима, сказанной в этот день.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
С праздником, братья и сестры! Спаси Господи за молитву. «Дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев» - воспевает святая Церковь...
...Господь всем нам говорит: «Будьте святы, как Отец ваш Небесный свят есть». И человек, который не препятствует Богу действовать в нем, он идет путем тернистым, но путем верным. И одним из таких примеров является покровительница нашего храма преподобномученица Великая княгиня Елисавета. Мы с вами только что слышали ее краткое житие, и слушая, понимаешь, что шаг за шагом исполнялся закон Христов на ней…
…Удивительно то, что все великое начинается с малого. И для того, чтобы обрести семью со всеми святыми, как мы поем «со святыми упокой, Христе, душу раба Твоего» - так мы отпеваем всякого христианина, и вот, чтобы попасть в семью святых, надо научиться жить в той малой семье, в которую Господь тебя поставил…
…Мы с вами знаем, что пришлось ей претерпеть утрату великую. Господь Промыслом Своим забирает Сергея Александровича. У них нет детей, их семья, которая была наполнена любовью сиротеет – Сергей Александрович уходит в вечность, и, как мы с вами только что слышали, будущая преподобномученица на коленях в снегу собирает остатки тела, разорванного в клочья. И опять вспоминая слова Христовы в Евангелии «молитесь за обижающих вас, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас», она стремится в эти дни куда? Она стремится в эти дни в тюрьму к тому самому Каляеву для того, чтобы помочь ему, чтобы сердце его растопилось. В эти минуты, не забывая молитвы о почившем ее верном супруге, она бежит к убийце. Великий этот поступок! Великий! Поставим себя на ее место – чтобы мы делали? Кто-то бы рвал и метал, требовал возмездия, казни, кто-то бы впал в уныние, кто-то бы запил с горя. Не так происходит у нее. Она побежала, побежала с призывом о покаянии, сделала все, что можно было. Не откликнулось, правда, сердце тогда убийцы, но она пред Богом была чиста, так как исполнила до конца заповедь. И это был еще не конец преподобномученичества ее жизни, это было лишь одно из явлений исполнения Елисаветой Евангелия, исполнения – не чтения Евангелия, а исполнения. И она всю себя посвящает ближним, основывая Обитель милосердия в честь сестер праведного Лазаря Марфы и Марии, сочетая служение любви с деятельным служением тем болящим, скорбящим, недугующим, страждущим. Сама ходит по палатам, не гнушается вони от гноя, не гнушается незнатным положением пребывающих в ее сестрический лазарет, а напротив, яко Христу оказывает всем милость.
Конечно же такое богоугодное житие не могло не увенчаться Царством Божиим. И вот Господь благословляет мученическую кончину. Вскоре после Пасхи 1918-го года, как мы с вами сейчас слышали, на третий день после того, как будущий новомученик Патриарх Тихон отслужил в Обители Марфо-Мариинской молебен, ее призывают к суду и ответственности власти большевистские. За что? Сложно сказать за что. За то, что была с Богом. А человек, который с Богом, он всегда ненавистен тем, которые против Бога. Вот за это. И та кончина, и страдания ея свидетельствуют о любви, которую она пронесла сквозь свою жизнь всю, до последней секунды. И свидетельство историков, которые потом обнаружат в этой яме перевязанного апостольником Иоанна, говорит о том, что она сохранила эту любовь даже когда ей было очень больно (а, наверное, очень больно, когда тебя, во-первых, лишают твоего детища – Марфо-Мариинской Обители, во-вторых, ни за что тебя бьют прикладами, и не просто так, а в лицо. И потом, когда в многометровую глубокую шахту тебя спихивают). Было за что обозлиться. Но не таково было сердце ее. «Готово сердце мое, Боже, готово сердце» - такое сердце было, оно было готово. Поэтому оттуда и доносились и херувимская песнь, и молитва за обижающих. Вот был венец жизни праведницы. Праведницы, мученицы, страстотерпицы Великой княгини Елисаветы…
…И вот такое житие, оно есть пример. Пример для всех нас, пример того, что нужно потихонечку, шаг за шагом, читая Евангелие, быть его исполнителем…
…Представляете, если мы научимся жить в этой малой семье, жить по Евангелию, любя друг друга, неся тяготы друг друга, то, исполнив закон Христов, можно сподобиться влиться в эту великую семью святых- там, где Господь, где Матерь Божия, где ангелы славословят Святую Троицу «свят, свят, свят Господь Бог Саваоф» и там, где все святые пребывают в непрестанной любви и радости. Вот, что уготовал Бог любящим Его! Представляете, надо только потерпеть немножко, несколько десятилетий, а может быть и меньше…
…От всего сердца поздравляю всех сестричек, которые несут здесь служение. Служение любви и милосердия. Мы только учимся. Да, нам далеко до совершенной любви, нам далеко до искреннего милосердия, но это есть школа. И если мы в этой школе будем стараться учиться, будем старательными учениками, то на экзамене будет легко. Тот самый экзамен, который всех нас с вами ждет, он милостью Божией и молитвами преподобномученицы Елисаветы будет пройден, если только каждый из нас будет стараться.
Помоги, Господи, вам сестры, вам, тем, кто пребывает сейчас здесь на лечении, поправляйтесь, призывайте в молитвах преподобномученицу – она и по сей день врачует, как тогда оказывала помощь болящим, так по сей день врачует наши немощи, не только телесные, но в первую очередь душевные и духовные...
Пусть Господь за молитвы Пресвятой Владычице нашей Богородицы, преподобномученицы Великой княгини Елисаветы, преподобного Сергия Радонежского, память которого сегодня тоже совершается в Церкви – обретение его честных мощей, помилует и спасет нас яко Благ и Человеколюбец. Аминь. С праздником всех!