Православие в России было официальной государственной религией. К началу XX века было построено и действовало 54174 храма, 25594 часовни, 1025 монастырей, где обитало около 100 000 насельников. Священнослужителей было более 80 000 человек. Существовало 4 духовных академии, 57 семинарий, 185 духовных училищ. Закон Божий был обязательным предметом для преподавания во всех учебных заведениях России.
Духовно-богословские издания были самыми массовыми среди всех изданий. В 90-е годы XIX века их количество приближалось к 10 000: Псалтири, Апостол, Библии, Триоди, Акафисты и прочее.
Многомиллионными тиражами издавались бумажные иконы, которые в ту пору служили официальным свидетельством о рождении.
При всех учебных духовных учреждениях, при Академии живописи работали учебно-иконные мастерские.
Народные ремесленные промыслы: ПАлех, Мстёра, ХолУй, Борисовка, Монастырские иконописные мастерские при крупных монастырях Москвы, Владимира, Суздали, Вологды создавали сотни тысяч икон.
Свечи производили свече-восковые, военно-свечные фабрики и свечные заводы, которые принадлежали военному ведомству, некоторым монастырям, соборам, отдельным церквям.
Ладан либо привозился из-за границы, с Афона, либо варился при монастырях и на приходах. Везде были свои оригинальные рецепты.
Священническое и церковные тканевые облачения шились как в принадлежащих местным церквям и монастырям мастерских, так и более дорогие в мастерских оружейной палаты в Москве или в швейнях аристократов, которые были разбросаны по всей стране.
Нательные и нагрудные кресты, потиры, дискосы, подсвечники, некоторые иконы и другая утварь из металла изготавливались из золота, серебра, меди, а также кресты резались из дерева в многочисленных монастырских кресторезных мастерских или в семейных кустарных мастерских.
В октябре 1917 года в России произошел Октябрьский переворот. Политическая власть перешла Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Началась Гражданская война.
Большевики сразу поняли, что именно Русская Церковь является основным их противником и конкурентом.
С 1917 по 1987 годы из 80792 церковных сооружений было уничтожено и перестроено 73884. Вместе с храмами уничтожались иконописные, кресторезные, пошивочные мастерские, ладоварни и свечные заводы. Подверглись репрессиям, заключению и расстрелу сотни тысяч священнослужителей, членов их семей и верующих. К 1941 году в живых на свободе оставалось всего 4 епископа. Десятки тысяч икон, драгоценной утвари, драгоценных камней, религиозных книг, облачений были сожжены либо вывозились и продавались зарубежом.
В первые десятилетия Советской власти большинство храмов и монастырей было закрыто, священство, монашество было в значительной мере репрессировано, либо отпало от церкви, либо эмигрировало. Духовное образование, православные праздники, паломничества, исполнения обрядов были упразднены, посещения церковных общественных богослужений, т.е. Литургий, максимально затруднены. Церковные ремесла постепенно умирали.
Когда недостаток книг, икон, утвари, созданных до революции, стал ощутимым и уже недостаточно восполнялся из запасов, произведенных ранее в течение предыдущих 200 лет, тогда на всей территории России началось спонтанное, никем не возглавляемое, часто опасное для жизни изготовителей движение по воссозданию утраченных икон, книг, крестов, облачений, делание свечей, ладана самым примитивным образом.
Вместо печатных книг появлялись переписанные от руки молитвословы, акафистники, целые главы святоотеческих творений. Иногда тексты Евангелия переписывались на ткани, чтобы удобнее было передавать их в тюрьму.
Иконы начали писать люди, не знакомые даже с азами правил иконописания.
Кресты нательные, нагрудные, выносные, домашние, настенные распятия стали повсеместно изготавливать из гипса, цемента, дерева, пластика. Часто без знания канонических церковных правил.
С одной стороны, изъятие церковных ценностей, гибель производственной базы церковных мастерских, утрата колоссального количества дорогих материалов, труднодоступных и в мирное время, и главное, массовая гибель или эмиграция носителей технологических знаний по изготовлению того или иного нужного для церкви, затрудняло такую самодеятельную ремесленную деятельность.
С другой стороны, религиозно-творческие силы народа, скованные ранее в бюрократической России, освобождаются, и начинается настоящее духовное ПРОТИВОСТОЯНИЕ между угнетенными христианами и официальной властью большевиков. Причем противостояние происходило не столько в области политической, сколько в области самодеятельного религиозного творчества. Это было противостояние двух культур – религиозной и атеистической. Длилось оно гораздо дольше, чем гражданская война, и закончилась только к концу XX века.
1. РАСПЯТИЕ ИЗ ГИПСА И ЦЕМЕНТА.
Крест из гипса и цемента изготовлен, по всей видимости, профессиональным гипсомодельщиком (рабочим-отливщиком гипсовых форм для литья предметов из жидкого фарфора) на Ленинградском фарфоровом заводе в конце 60-х гг. ХХ в. по исключительно сложной технологии из материала ранее, до революции 1917года,не применявшегося в церковных ремёслах. Работа над ним включала несколько одинаково сложных этапов, исполнение которых свидетельствует о том, что мастер обладал огромным профессиональным опытом в работе над гипсовыми формами для литья фарфора, но не был знаком с канонами изображения крестов-распятий, принятыми в Русской Православной церкви, т. к. изобразил лишнюю конструкцию креста за спиной у Спасителя. В конце 90-хг.г. ХХв. привезён в храм Св. преп. Серафима Вырицкого в Купчино (Санк-Петербург)для уничтожения. Пожертвован в экспозицию Троицкого храма г. Троицка сторожем храма в Купчино Р.Б. Димитрием.
2. НЕКАНОНИЧНАЯ ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ
Написана на грамотно подготовленной иконной доске, т.е. доске со шпонками, залевкашеной известью—полностью готовой к нанесению рисунка. Изображение Б.М.писал непрофес-сиональный иконописец. Нарушены пропорции лиц и фигур. У Младенца не прописаны руки. Поступила в Троицкий храм г.Троицка для уничтожения.
3. САМОДЕЛЬНЫЕ ФОТО-ИКОНЫ: Св. ГЕОРГИЙ ПОБЕДОНОСЕЦ и ГОСПОДЬ САВАОФ.
Образцы самодельных фото-икон начала 50-х годов. Любительские фото -снимки сделаны в одном из открытых для верующих храмов. Использовались в качестве домашних икон. В конце 90-х поступили в Троицкий храм с.Ознобишино для уничтожения.
4. ОКЛАД ОТ ПОРУГАННОЙ ИКОНЫ БОЖЬЕЙ МАТЕРИ.
Оклад пожертвован в коллекцию Троицкого храма г.Троицка сторожами храма Св. преп. Серафима Вырицкого в Купчино, куда был принесён для уничтожения.
5. ФОТО-ИКОНА Б.М.В ДЕРЕВЯННОМ КИОТЕ В ОКЛАДЕ ИЗ КОНФЕТНЫХ ОБЁРТОК.
Икона является образцом икон, которые массово производились в монастырских мастерских Украины и нелегально распространялись на территории СССР. 50-е гг. ХХв.
6. НАТЕЛЬНЫЙ КРЕСТ ИЗ ПЛАСТИКА.
Образец нательного крестика из пластика. Такие кресты нелегально производились в мастерских г.Ленинграда в 70-е-80-е гг. по сложной «ювелирной» технологии. Пользовались спросом у населения несмотря на свою хрупкость и непрактичность из-за отсутствия нательных крестов из других материалов. Поступил из храма Св.Преп.Серафима Вырицкого в Купчино, куда был привезён для уничтожения.
7. АКАФИСТНИК ТРОИЦЕ ЖИВОНАЧАЛЬНОЙ. СОЛОВЕЦКИЙ АКАФИСТНИК.
Акафистник (30-е гг. ХХ в) принадлежал узнику Соловецкого лагеря священнику из с.Деревеньки. Использовался в заключении для молитвенного делания. Подарен в коллекцию Троицкого храма матушкой Натальей Клименковой, супругой настоятеля храма Св. преп. Серафима Вырецкого в Купчино, Санкт-Петербург.
8. КИОТ С ИКОНАМИ КАЗАНСКОЙ Б.М. и СПАСИТЕЛЯ.
Иконы созданы до революции 1917 года. Техника изготовления: Казанская И.Б.М.-«подфолежница» (прописаны только лики и кисти рук),остальное пространство иконной доски закрыто латунной фольгой. Икона «Спас в силах»--хромолитогравюра на металле. Московские кондитерские фабрики. Печать таких икон была до революции запрещена Св.Синодом. Венчальные иконы (венчание проходило в 1938 году. Пик гонений на Церковь.) семьи Сергеевых из Петергофа. Подарена в экспозицию Троицкого храма Сергеевой Валентиной Владимировной.
9. НЕКАНОНИЧНАЯ ФОТО-ИКОНА «СПАСИТЕЛЬ С УЧЕНИКАМИ СРЕДИ ПШЕНИЦЫ»
Фото-икона в деревянном киоте в окладе из алюминиевой фольги.60-е гг. Создана фотографом-любителем в единственном экземпляре. Иконы такого извода не существует. Мастер придумал и создал его сам в технике сложного фотомонтажа. Подарена в состав экспозиции Троицкого храма клириком храма Казанской И.Б.М.